Posted 16 апреля 2014,, 07:16
Published 16 апреля 2014,, 07:16
Modified 29 июля 2022,, 10:59
Updated 29 июля 2022,, 10:59
Фестиваль проходил под знаком музыки Свиридова. Три музыкальных дня, как части триптиха: первый день – вокально-симфоническое аллегро, второй – камерный концерт, лирическая анданте. В концертах двух фестивальных дней Георгий Свиридов предстал в окружении тех, с кем учился, кого любил и ценил – это Чайковский, Шостакович и Гаврилин. Третий день – соло Свиридова. Своеобразный лирико-философский финал, совсем по-свиридовски, с многоточием в конце. Мало кто из композиторов создавал такие концовки, после которых оставалось так называемое «послевкусие», вопросы, над которыми хочется подумать.
Третий Шереметевский фестиваль – это предисловие к 100-летнему юбилею со дня рождения композитора, который будет отмечаться в 2015 году. А заключительный музыкальный аккорд ассамблей – сиюминутные юбиляры: сочинения «Маленький триптих» и Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина « Метель», которые в этом году отмечают 50-летие.
Открыл концерт «Маленький триптих». Он стал легендарным после того, как прозвучал в известном спектакле Малого театра «Царь Фёдор Иоаннович». Это одно из немногих сочинений Свиридова для оркестра, написанное в 1964 году. Три части произведения так же, как и три дня фестиваля, создавали органичное целое, единую музыкальную картину. Под руководством дирижёра Дмитрия Филатова симфонический оркестр воссоздал образы русской старины, навеял воспоминания о необычайной красоте страны и напомнил о кровавых страницах её истории.
Второе произведение финального дня ассамблей – Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель», которую читал народный артист России, актёр театра и кино Валерий Баринов, известный российским телезрителям по сериалу «Петербургские тайны» и фильмам «Волкодав», «Марш Турецкого», «Водитель для Веры». Музыка стала не просто аккомпанементом к тексту – это мелодии, воплощающие дух пушкинской повести, её музыкальный нерв. Звучали «Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание», «Отзвуки вальса» и «Зимняя дорога». В мировой культуре есть немало примеров таких же конгениальных иллюстраций: Пушкинский «Медный всадник» и иллюстрации Бенуа, гоголевская «Шинель» и «Кукрыниксы», Сервантовский «Дон Кихот» и Доре, Лермонтовский «Маскарад» и музыка Хачатуряна. И рядом с ними, в одном авангардном ряду – свиридовская «Метель».
Оба сочинения концерта были объединены не только юбилеем, но и темой великой Руси. В музыке колокольные звоны русских церквей, колокольчатые трели русской тройки и шёпот листьев родной березки. Примечательно, что эти произведения – попытка создать нечто новое, новаторский ход Свиридова. До него отечественная музыка не знала ничего подобного. До сих пор музыканты спорят между собой, что же представляет собой «Маленький триптих» – маленькую симфонию или сюиту?
В конце вечера Валерий Баринов обратился к залу: «Я позволю себе непозволительное. Знаете, театр – это то, что происходит между двумя компонентами: актёрами, музыкантами и между зрителями. Появляется это чудо где-то вот здесь, над рампой только тогда, когда ваши и наши эмоции сталкиваются, то есть вы тоже были создателями сегодняшнего спектакля. Вы были нашими партнёрами, вы были очень хорошими партнёрами».
Зал стоя аплодировал музыкантам и артисту Валерию Баринову.
Проведение ежегодного фестиваля было инициировано графом Шереметевым, потомком первого губернатора Белгородской губернии 18-го века, который лично приезжал в апреле 2012 года на открытие фестиваля. Следующие, IV Шереметевские музыкальные ассамблеи», по традиции состоятся весной 2015 года.
Виталина Скрипина
Фото автора