Posted 6 марта 2009,, 13:48

Published 6 марта 2009,, 13:48

Modified 29 июля 2022,, 13:23

Updated 29 июля 2022,, 13:23

В Белгороде определяли национальную идентичность россиян

6 марта 2009, 13:48
Сегодня в Белгородском госуниверситете состоялся круглый стол «Новые идентичности и социально-культурная целостность России» с участием ряда социологов, социальных философов и журналистов России.

Организаторами научной дискуссии выступили БелГУ, московский институт «Справедливый мир», Российское общество социологов и Московское религиоведческое общество. В рамках заседания круглого стола участники обсуждали целый ряд существующих в стране идентичностей: от национальной и религиозной до корпоративной идентичности и идентичности городских микрорайонов.

Значительная часть беседы была посвящена возникновению в обществе идентичности от страха (фобий) и существованию в России так называемой угрожающей идентичности. Суть понятия состоит в том, что человек находит себя причастным к какой-либо общественной группе на фоне опасений, страхов или неприязни к тому, кого позиционируют как врага. Тему затронул в своём докладе «Страх и идентичность. Фобии в современном городе» московский журналист и политолог Александр Морозов. По его мнению, именно страх является одним из важнейших механизмов формирования идентичности, так как победа над страхом, по сути, и идентифицирует человека.

Тему отчасти продолжил и белгородец, кандидат социологических наук Евгений Реутов. В докладе о политической идентификации, апеллируя к данными соцопросов, он отметил, что большинство россиян разделяют власть и общество, а сплотить их, по мнению самих граждан, могут только внешние угрозы, которых у России сейчас предостаточно.

Заместитель директора института «Справедливый мир» Андрей Хохлов заметил, что современные политтехнологи активно используют способ «угрожающей идентичности». При этом сам такой способ во много мифологизирован, враг условен и никогда не будет определён. Между тем, по мнению А. Хохлова, такой способ создания идентификации граждан при помощи простых технологий и методов является очень эффективным, а значит, в течение ближайших 50 лет страну не ждут серьёзные социальные и политические потрясения.

Директор информационных программ Интернет-телеканала RUSSIA.RU Илья Переседов остановился на формировании относительно новой для России корпоративной идентичности. По его мнению, в глазах общества «корпорации стали синонимами чего-то жуткого, что поглощает личность». Однако на самом деле корпорация в сегодняшнем мире стала чуть ли не единственной возможностью для личного роста. «В современных условиях традиционные механизмы развития личности теряются и не могут быть реализованными», – заметил И. Переседов.

Религовед Павел Костылев (философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова) в своём докладе сделал акцент на религиозном аспекте проблемы. По его убеждению, данные о численности приверженцев религий в стране сильно искажены. В частности, в России к православным причисляют всех, кто был крещён, не интересуясь дальнейшей судьбой человека. Кроме того, многих православных идентифицируют по национальному признаку – «русский = православный». Между тем, П. Костылев привёл данные опросов, которые свидетельствуют, что православных (к примеру) в России на самом деле от 1,5 до 3 % населения (1,5 %, по данным МВД, тех, кто посещает церковь и участвует в обрядах, и 3 % тех, кто собирался поститься во время Великого поста в 2009 году). Та же история, по мнению докладчика, и в случае с миллионами формальных мусульман.

Идентичность – устойчивое соотнесение человека с обществом. Она определяет его место в социальной структуре и его жизненную стратегию. В динамично развивающемся обществе идентичности людей испытывают быстрые и не всегда предсказуемые транформации. От массового изменения идентичностей в решающей степени зависят социальные, культурные и политические процессы в стране.

Сергей Шевченко

"