Posted 11 июля 2018,, 12:05

Published 11 июля 2018,, 12:05

Modified 29 июля 2022,, 13:33

Updated 29 июля 2022,, 13:33

Сергей Некипелов: Новые тарифы на мусор можно спрогнозировать уже сейчас

11 июля 2018, 12:05
Об идущей в Белгородской области реформе системы обращения с мусором журналисту «Бел.Ру» рассказал замглавы регионального департамента жилищно-коммунального хозяйства.

КОНКУРС

Сергей Сергеевич, не так давно в области определился региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Расскажите, пожалуйста, о процессе его выбора.

Мы проводили конкурс дважды. Первый проходил в марте. Заявлялись две компании: ООО «Центр экологической безопасности» и «Коммунальщик». Ни одна из заявок не соответствовала требованиям к конкурсной документации.

По поводу этого конкурса было обращение в Федеральную антимонопольную службу.

Да, жалоба была от ООО «Коммунальщик». Мы предоставили антимонопольщикам полный пакет документов: конкурсные заявки, протоколы нашей комиссии. ФАС рассмотрела материалы и поддержала позицию департамента жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области. Мы правомерно отказали обеим организациям в признании победителя конкурса.

Как прошёл второй этап?

Точно так же было подано две заявки от тех же организаций. Они провели работу над ошибками и подали два пакета документов, соответствующих всем нормативно-правовым актам. Конкурсная комиссия пришла к выводу, что ООО «Центр экологической безопасности» предложило лучшие условия по ряду параметров. Жалоб на второй этап конкурса ни от кого не было. 1 июня 2018 года было подписано соглашение между департаментом ЖКХ и организацией-победителем.

ЦЕНА

По каким именно параметрам заявка «ЦЭБа» оказалась выгоднее?

Главное – это предельная стоимость услуги регионального оператора на ближайшие десять лет.

У второго участника конкурса она была существенно выше?

Да. Разница исчисляется в миллиардах рублей. Также важная характеристика – система возмещения убытков в случае невыполнения региональным оператором условий соглашения. Ведь соглашение предусматривает не просто то, что мы поручаем региональному оператору предоставлять услуги. В документах прописан и ряд требований. Например – количество нарушений, после которого наступает ответственность, многое другое. Это серьёзный документ, при малейшем невыполнении условий мы будем требовать устранения нарушений. А если организация не справится, мы будем вынуждены лишить её статуса регионального оператора и проводить новый конкурс.

ДОГОВОРЫ

Один из наиболее сложных моментов перехода на новую систему обращения с ТКО – заключение договоров с абонентами. Их очень много, а соблюсти формальности нужно с каждым. Не тормозит ли это процесс в целом?

По закону региональный оператор должен быть выбран и начать работу не позднее января 2019 года. Раньше может, позднее – нет. Изначально мы планировали начало работы на 1 июля 2018 года. Но нам пришлось это отложить по ряду причин. Основная – изменение правительством РФ ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду. Эта плата включается в тариф регионального оператора. Ставка была 663 рубля за тонну ТКО. Вице-премьер Дмитрий Козак поручил снизить эти ставки на 2018 год в семь раз. Это сделано, чтобы сгладить переход на новую систему обращения с ТКО, избежать резкого роста тарифов. Постановления мы не дождались, но, зная, что оно будет, мы передвинули сроки запуска регионального оператора на полгода. За это время мы снизим тариф, заключим договоры с потребителями. Также договоры будут заключены с полигонщиками, транспортниками. Сейчас как раз самая бурная стадия подготовительной работы.

Что касается заключения договоров с организациями, эксплуатирующими полигоны размещения ТКО, разногласий не возникло?

Были вопросы, но мы их успешно разрешили. Они не со всеми предложениями регионального оператора оказались согласны. Мы собрали их за одним столом, чтобы избежать формального затягивания ситуации, всё обсудили, составили новые договоры. Думаю, в течение десяти дней документы будут подписаны.

Что они хотели изменить?

Различные параметры. Среди них – порядок оплаты, время прохождения машины по полигону перед разгрузкой. Ведь каждый полигон уникален: где-то перед разгрузкой нужно ехать 10 минут, а где-то 40. Это технические параметры, которые в конечном счёте влияют на адекватность работы всей системы, на стоимость услуг. В этом смысле все разногласия сняты. Скоро будет объявлен конкурс по отторговке транспортирующих организаций.

ДОЛЯ

Будет ли региональный оператор сам заниматься транспортировкой отходов?

Закон предусматривает, что он своими силами может транспортировать отходы на 49 % территории области. Но мы решили избежать спекуляций, сохранить конкуренцию. Региональному оператору поставлено условие, по которому отторговываться будет абсолютно вся территория области. Нет ни единого клочка земли, где мы не будем проводить торги. Это обычный аукцион: заявятся организации, победит тот, кто предложит наименьшую цену. А чем меньше стоимость транспортировки, тем меньше будет общий тариф оператора и платёж для населения.

Обладает ли Центр экологической безопасности своим парком техники для перевозки мусора?

Предприятие сейчас в стадии приобретения транспорта и набора персонала – как водителей, так и абонентского отдела. Постепенно обрастает мускулами. Но нужно понимать, что транспортировка – это не главная суть регионального оператора. Суть – это контроль за системой обращения с ТКО и распределение финансовых потоков. Задача – добиться прозрачности и не допустить высокого платежа для населения. Это можно сравнить с сервисами такси «Яндекса» и Uber. Своих машин у них нет. Тем не менее, это работает и пользуется спросом. Это удобство координации, контроль и отсутствие непрофильных вещей, которые делают услуги дороже. Конечно, свои мощности у регионального оператора должны быть, но это явно не 100 %, не 50 % области.

А сколько?

Думаю, 10-15 % территории региональный оператор должен закрывать. Чтобы в случае чего он мог где-то прийти на выручку.

ПОВЫШЕНИЕ

Можно уже сейчас прогнозировать, каким будет повышение тарифа для населения?

По нашим подсчётам максимальный тариф регионального оператора – 550 рублей за кубометр мусора. Но в итоге это будет зависеть от многих факторов. Как оператор отторгуется на транспортировку, как комиссия по ценам и тарифам посмотрит на затраты самого оператора – на заключение договоров, их печать, на абонентскую службу. Но максимум, который может получиться – это 550 рублей. Исходя из норм накопления, можно рассчитать, что для жильцов многоквартирного жилого дома это будет 114 рублей с человека в месяц, индивидуального дома свыше 100 м² – 128 рублей, для индивидуального дома менее 100 м² – около 100 рублей. Но, повторюсь, это максимальные цифры. Мы надеемся, что конкуренция в сфере транспортировки сыграет свою положительную роль.

Каковы источники финансирования приобретения техники региональным оператором? Должен же быть какой-то начальный капитал.

Это привлечённые источники.

ТРАНСФОРМАЦИЯ

Пожалуй, на данный момент главная компания по транспортировке мусора в Белгородской области – «Экотранс». Какой будет судьба предприятия, людей после введения регионального оператора?

«Экотранс» сейчас закрывает Белгород, Белгородский, Яковлевский, Корочанский районы и Старооскольский городской округ. Изначально были спекуляции на тему, что людей из компании разгонят, не дадут работу. Мы постарались развеять этот миф. Компания будет работать, как и раньше. Единственный вопрос – в предложении конкурентной цены. Если кто-то предложит условия лучше, по закону мы должны будем обозначить другого победителя. Но у компании нормальные ценники, думаю, она может побороться и работать дальше. Планомерно повышая и качество оказываемых услуг.

Сейчас в области насчитывается 16 действующих полигонов захоронения ТКО. Их количество в перспективе будет снижаться?

У нас подготовлена региональная программа по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Она прошла почти все процедуры согласования. Программа предполагает постепенное выведение существующих полигонов. Некоторые из них уже устарели, некоторые заполнены. Будут созданы новые объекты. Программа рассчитана на десять лет. К её окончанию, как мы предполагаем, в регионе будет действовать шесть полигонов размещения отходов.

Какие полигоны будут закрываться в первую очередь?

Из эксплуатации выведутся шебекинский, валуйский, вейделевский полигоны. Вместо них будет построен один полигон в Шебекинском районе, ещё один – на территории Вейделевского района. В конечном итоге места их нахождения будут определены после проведения подготовительных работ – в частности, геологических изысканий. Полигон – сложный объект с большим количеством технических требований.

СОРТИРОВКА

Первый автоматизированный мусоросортировочный комплекс в области уже строится в Губкинском городском округе. На каком этапе находятся работы сейчас?

Комплекс строится вблизи полигона ТКО. В перспективе это будет единое образование. Перед захоронением отходов из них будет отбираться полезное сырьё. Сейчас там производятся строительно-монтажные работы, закупается оборудование. Фундаменты уже готовы. В течение 2018 – начале 2019 года работы завершатся. На полную мощность завод запустят во втором-третьем квартале 2019 года. После ввода в эксплуатацию нужно будет проводить ряд наладочных мероприятий, поиск дополнительных технических решений. Мусоросортировочный комплекс – очень сложная система с большим количеством различных параметров настройки.

Реально ли, с вашей точки зрения, выйти на уровень окупаемости такого объекта?

Затраты, безусловно, огромные, но они же возвращаются не в течение двух-трёх лет. Это 10-15 лет. Надо понимать, что полезное вторсырьё, которое там будет отбираться, пойдёт на продажу. Это в том числе окажется возвратом инвестиций. В реализации таких проектов очень важна роль помощи государства.

Сейчас понятно, куда будет отправляться вторсырьё после сортировки? Насколько отработаны такие каналы сбыта?

Рынок создан. Действующие производства есть и на территории области и за её пределами. Есть переработчики пластика, плёнки. Есть крупное предприятие «Гофротара», которое перерабатывает макулатуру, картон. Работают и сборщики, которые закупают вторсырьё и продают его. Рынок сейчас очень перспективный. Единственный вопрос, который находится в стадии решения – со стеклом. В регионе такого переработчика нет. Есть в Липецке, но логистика здесь «съест» всю выгоду. Сейчас пытаемся организовать систему, при которой переработка стекла оказалась бы экономически целесообразной.

ДЕНЬГИ

Каковы основные источники финансирования работы новой системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами в Белгородской области?

Во-первых, это плата за негативное воздействие на окружающую среду. После семикратного снижения она составит порядка 25 рублей в цене сбора и транспортировки кубометра мусора. Эта плата уже «сидит» в тарифе. После сбора 55 % её поступает в бюджет органов местного самоуправления, 40 % – в бюджет области и 5 % – в федеральный бюджет. В тарифе для населения и юрлиц она занимает порядка 3-4 %. С течением времени она будет увеличиваться. По нашей логике эта плата должна идти на мероприятия по предотвращению такого воздействия в будущем.

Будут ли участвовать в финансировании программы бюджеты различных уровней?

Да, и местные, и областной. Ещё одна статья расходов по программе – экологический сбор, который сейчас введён для производителей упаковки. В тару изначально вложена определённая ставка этой платы. Она затем аккумулируется администратором платежей – Росприроднадзором – а потом с федерального уровня возвращается регионам.

Региональные операторы по обращению с ТКО вводятся во всех регионах России. Почему возникает существенная разница в максимальной стоимости услуги регионального оператора в различных субъектах РФ? Ведь даже если сравнивать с нашими ближайшими соседями, в Белгородской области этот показатель существенно больше.

Мы начали анализировать ситуацию, когда на этой теме стали спекулировать. Во-первых, в некоторых регионах комиссии по ценам и тарифам не заложили в тарифы плату за негативное воздействие на среду. Такие тарифы недействительны, ФАС их отменяет. Приходится пересчитывать. Во-вторых, в регионах сильно различается численность населения, юрлиц и соответственно иные цифры по образованию мусора. В-третьих, имеет значение транспортная составляющая, перевозка. Она во всех регионах тоже разная. Плюс в некоторых областях отторговывают не всю территорию, а часть. Соответственно снижается и стоимость услуги.

"