Posted 6 апреля 2019,, 07:26

Published 6 апреля 2019,, 07:26

Modified 29 июля 2022,, 12:41

Updated 29 июля 2022,, 12:41

Анастасия Манина: «Самолёт в небе остановить нельзя»

6 апреля 2019, 07:26
За сутки в Белгороде приземляется и взлетает около 15-20 бортов, об этом нам рассказал человек, которого не слышат пассажиры и не видят пилоты. Но он – главный голос на протяжении всего полёта. Авиадиспетчер не спускает глаз с радаров и управляет действиями пилотов от запуска двигателя до полной остановки.

Анастасия Манина руководит полётами в международном аэропорту Белгорода. Она рассказала нам о «пробках» в небе и о причинах задержки самолётов.

Почему решили стать авиадиспетчером?

Мой папа пилот вертолета Ми-2. Он и направил меня после окончания школы в авиационный колледж. Я очень ему благодарна за это. Профессия авиадиспетчера обязывает и учит многому: внимательности, предусмотрительности, концентрации, умению быстро принимать решение в нестандартных ситуациях. Необходимо постоянно учиться и совершенствовать свои навыки. Возможно, это меня и привлекает в данной профессии.

Какие задачи приходится решать?

Авиадиспетчеры контролируют весь процесс полёта. Основная задача — обеспечение безопасности полёта каждого воздушного судна, находящегося в зоне ответственности диспетчера. Чтобы выполнить эту задачу, в первую очередь необходимо знать текущую обстановку и условия в его зоне. Используя эту информацию, диспетчер должен быстро и грамотно анализировать и прогнозировать обстоятельства, которые могут случиться, и находить решения для предотвращения возможных конфликтных ситуаций.

Существуют ли в небе пробки, как пробки на дороге?

Существуют, но они не похожи на автомобильные. Случается так, что большое количество самолётов движется в сторону аэродрома на посадку. Самолёт в небе остановить нельзя, поэтому создаётся необходимый интервал времени и расстояния, который обеспечивает безопасный заход и посадку. Одним из решений является «зона ожидания» (она же и похожа на пробки) — это специальная схема над навигационной точкой. По схеме воздушные суда рассредотачиваются по высоте на безопасные интервалы и выполняют полёт по этой схеме до диспетчерского разрешения на снижение и посадку.

На какое максимальное расстояние могут подходить к друг другу самолёты?

Это зависит от этапа полёта воздушного судна. Минимальный интервал — 10 км, он не должен нарушаться. Если самолёты летят на опасном расстоянии друг от друга, то диспетчер обязан это исправить. Он разводит самолёты: просит занять определённую высоту, изменить скорость или направление.

По каким причинам чаще всего задерживаются вылеты?

Причин может быть много, но с точки зрения авиадиспетчера могу назвать основные. Во-первых, плохие метеорологические условия на аэродроме вылета, прилёта или на маршруте полёта. Любое метеоявление, в зависимости от интенсивности, влияет на взлёт, посадку и полёт. Поэтому в авиации существуют специальные метеотребования, по которым определяется возможность выполнения безопасного полёта. Если условия не соответствуют этим требованиям, происходит задержка из-за ожидания улучшений условий погоды.

Другая причина — задержка в организации сервиса. Перед отправлением идёт тщательная организация воздушного судна во всех аспектах. Из-за доскональной подготовки и проверки рейс может задержаться.

Полёты — это не только взлёт и посадка. Все они довольно разные по протяжённости? На каждом этапе свой авиадиспетчер или же один человек отслеживает весь полёт воздушного судна?

Полёты имеют несколько обязательных этапов — от разбега воздушного судна по взлётно-посадочной полосе и взлёта с последующим набором максимальной высоты, которую может обеспечить самолёт, и перехода в горизонтальное положение после её занятия, — до перехода к снижению по приближению к аэродрому, захода на посадку и самого приземления.

Воздушное пространство делится по зонам — определённая область с границами — и высотам. На каждый конкретный диапазон высоты назначается диспетчер. Помимо высоты, его зона ответственности ограничивается и по горизонтали. Независимо от этапа полёта диспетчер ответственен только за те борты, которые находятся в его зоне ответственности.

Легко ли общаться с пилотами? Бывают ли случаи, когда пилот начинает спорить или отказывается выполнять поставленную задачу?

При радиообмене с пилотами для общения мы используем фразеологию. Она же и предусматривает понятное и конкретное общение между пилотом и диспетчером.

Непослушание и грубое общение со стороны пилотов неприемлемы. Пилот ответственен за безопасность воздушного судна, диспетчер ответственен за безопасность воздушного пространства. Диспетчер не имеет право давать команды, которые могут поставить под угрозу безопасность самолёта, а пилот не имеет права выполнять действия, которые могут нарушить безопасность воздушного пространства зоны диспетчера. Каждый осознаёт, что несёт ответственность за жизнь людей и не допускает подобных ситуаций.

Вы разводите самолёты в небе, а хотелось ли когда-нибудь оказаться среди членов экипажа самолёта?

Да! Хотелось бы! Особенно оказаться в кабине пилотов и понаблюдать за их работой. Так сказать, увидеть полёт воздушного судна с другой стороны. Было бы неплохо для профессиональной осведомлённости. Одно дело — наблюдать борт на мониторе, а другое — быть на борту и наблюдать работу по обеспечению полёта этой громадной машины.

Какие черты должны присутствовать в характере человека, чтобы он был отличным авиадиспетчером?

Чувство ответственности, эмоциональная выносливость и постоянное стремление учиться, желание улучшать навыки и повышать знания. Всё остальное вырабатывается и приходит с опытом.

"