Posted 28 декабря 2017,, 13:59

Published 28 декабря 2017,, 13:59

Modified 14 декабря 2023,, 16:01

Updated 14 декабря 2023,, 16:01

Дополнительное образование в Белгородской области: развивать направление или сокращать сотрудников?

28 декабря 2017, 13:59
Как обстоят дела с развитием направления в регионе, сколько получают белгородские специалисты, и почему в этом году решили сократить педагогов допобразования в детских садах, выяснял корреспондент ИА «Бел.Ру».

Педсостав

Дополнительное образование выделено как приоритетный правительственный проект: утверждена концепция его развития на 2015-2020 годы. И, разумеется, без педагогов, которые будут реализовывать концепт, не обойтись.

По состоянию на 1 октября 2017 года в учреждениях допобразования, подконтрольных департаменту образования Белгородской области, работали 2 649 человек. При этом из них 1662 человека занимаются педагогическим воспитанием детей. Избыточна ли такая численность, или есть недостаток в кадрах?

«На сегодняшний день в системе дополнительного образования области есть совсем незначительная единичная потребность в кадрах. По состоянию на 24 октября 2017 года имеется четыре вакансии – педагог дополнительного образования (МУ ДО «СЮТ» Белгородского района, МБУДО «Ровесник», МБУДО «Белогорье», МБУДО «Юность» города Белгорода)», – сообщает региональный департамент образования.

Текущие вакансии закрываются трудоустройством молодых специалистов. Так, на начало нового 2017-2018 учебного года в систему дополнительного образования области прибыло 14 таких педагогов (это 4 % от всех трудоустроенных молодых специалистов). Кадровый состав системы дополнительного образования стабилен, утверждают в ведомстве.


А что с зарплатой?

Один из немаловажных вопросов, который был поднят на уровне премьер-министра, – заработная плата педагогов, занятых в сфере допобразования. В среднем по стране она составляет 32,9 тыс. рублей.

«Согласно предварительному мониторингу за январь-сентябрь 2017 года в Белгородской области средняя заработная плата педагогов дополнительного образования детей, курируемых департаментом образования региона, составила 26 523 рублей. При этом соотношение к средней зарплате учителей составило 95,90 %. То есть требования «майских указов» президента в этой части исполнены», – говорится в ответе на запрос.

Миллиард в развитие

На развитие сферы дополнительного образования в 2017 году выделено 1 105 245 000 рублей: 100 698 000 рублей – из областного бюджета, 978 024 000 рублей – из местного и 26 523 000 рублей –внебюджетные деньги.

В области планируют создать региональный модельный центр дополнительного образования детей, где будут реализованы современные, вариативные и востребованные дополнительные общеобразовательные программы. Это обеспечит достижение показателей развития системы дополнительного образования детей, установленных указом президента РФ, считают в департаменте.

Также в планах – открытие в муниципальных районах и городских округах технопарков или отдельных квантумов на базе общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования.


Но это дополнительное образование для школьников. А что для дошкольников?

Кадровый вопрос

По итогам деятельности дошкольных общеобразовательных организаций в 2016 году в детских садах в 13 муниципальных образованиях области деятельность по реализации основной образовательной программы осуществляли 205 педагогов допобразования.

В 2017 году их численность сократилась практически в три раза. Что стало причиной? Лишние кадры, лишние профильные занятия с детьми, или придумали такой непопулярный способ, чтобы выполнить «майские указы» по повышению уровня зарплаты педагогов дошкольных учреждений?

Сокращения нет – есть реорганизация

Весной этого года руководители детских садов Белгорода получили документ из управления образования с требованием «провести внутренний аудит организации и дополнительного образования детей в МДОУ (муниципальных дошкольных образовательных учреждениях)» в срок до 20 апреля 2017 года и «дать предложения по мерам, принятым по организации деятельности педагогов дополнительного образования в МДОУ, по недопущению нецелевого расходования средств регионального бюджета, выделяемых в виде субвенций на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в ДОО». Другими словами, было необходимо выявить, сколько педагогов допобразования трудятся в детских садах, и из какого бюджета финансируется их оплата труда. Если они получают зарплату из местного бюджета, это идёт вразрез с действующим законодательством. Так трактуют формулировку закона об образовании в профильном департаменте.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях и обеспечение дополнительного образования детей только в муниципальных общеобразовательных организациях (школах) посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда. Следовательно, оплата труда работников, осуществляющих дополнительное образование в дошкольных образовательных организациях, не входит в полномочия органов государственной власти субъектов РФ. На сегодняшний день идёт организационная работа по приведению финансирования деятельности педагогов дополнительного образования в рамки действующего законодательства. Из ответа департамента образования Белгородской области

То есть областной департамент образования трактует норму закона «обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации» как оплату из государственной казны только тех педагогов допобразования, которые работают в школах.

Как раз это и было отражено в документе, направленном заведующим детских садов в муниципалитетах и городских округах области: «Оплата труда работников, осуществляющих дополнительное образование в дошкольных образовательных организациях, не входит в полномочия органов государственной власти субъектов РФ». И департамент предложил два варианта: либо «внесение в муниципальные задания ДОО, имеющих лицензию на реализацию программ дополнительного образования, услуги «реализация программ дополнительного образования» с финансированием оплаты труда данных работников из средств муниципального бюджета», либо «организация деятельности данной категории педагогических работников в рамках платных дополнительных образовательных услуг на основе гражданско-правового договора».

Словом, рекомендовано провести внутренний аудит педагогов допобразования и не допускать нецелевого расходования средств регионального бюджета.


Что получили

По сведениям департамента, на ноябрь 2017 года в области работает 70 педагогов дополнительного образования, финансирование деятельности которых осуществляется из средств местных бюджетов. Остальные работники, занимавшие ранее данную должность, на основании личных согласий переведены на должности воспитателей, учителей-логопедов, музыкальных руководителей, в том числе в детских садах, в которых работали. Пять педагогов дополнительного образования Белгорода оказывают услуги на договорной основе, а значит, за их занятия с детьми родители платят отдельно.

Как признался руководитель одного из белгородских дошкольных образовательных учреждений, чтобы сохранить работу педагогам дополнительного образования, ему пришлось переименовать их официальные должности. Изменения сказались как на режиме работы, так и на зарплате сотрудников – получать они стали меньше. До реорганизации в этом детском саду работали педагог, обучающий изобразительному искусству, хореограф и преподаватель дополнительного образования, обучающий иностранному языку. Они занимались со 150 воспитанниками (четыре возрастные группы дошкольников).

Теперь педагоги в этом детском саду работают в рамках основной образовательной программы и имеют возможность дополнительно вести платные кружки, которые дети посещают по желанию родителей (мамы и папы, соответственно, и оплачивают это). Такой вариант удобен как для руководителя учреждения (педагоги не уходят и работают качественно), так для детей и их родителей (дети развиваются творчески, их не нужно специально отводить после детского сада ни в какую секцию).

У меня есть лицензия на ведение образовательной деятельности по реализации программ дошкольного образования и лицензия, дающая право на реализацию программ дополнительного образования. Но мне говорят, что дополнительное образование сегодня может быть только платное. А если платное, то я могу на гражданско-правовой основе нанять человека, который не имеет такой лицензии, и этот человек на моей базе будет вести дополнительные платные услуги. В городских секциях совсем другие требования, программы и подход. В городе далеко не демократичные требования. руководитель белгородского детского сада

Режим работы детсадов, воспитатели и воспитанники

Оптимизация коснулась не только педагогов допобразования. На повестке дня и возможное сокращение численного состава воспитателей.

В департаменте образования Белгородской области информационному агентству «Бел.Ру» пояснили, что для детских садов, режим работы которых 10,5 часов, предусмотрено 1,5 ставки воспитателя на одну возрастную группу. Для учреждений, работающих 12 часов в день, – две ставки воспитателя на одну возрастную группу.

«За истёкший период 2017 года фактов изменения режима работы дошкольных образовательных организаций региона, повлёкших сокращение воспитателей, не зафиксировано. Кроме того, режим работы 20 групп (пять дошкольных образовательных организаций Краснояружского района и города Новый Оскол) увеличен с 10,5 до 12 часов, что повлекло дополнительное увеличение ставок воспитателей», – сообщили в департаменте.

При этом в департаменте не оговаривается, на какое количество воспитанников (и их возраст) рассчитаны ставки воспитателя. Очевидно, что десять воспитанников младшей группы – это не десять мальчиков и девочек из средней, старшей или подготовительной группы. Но подчас в группах не пять и не десять человек, а 20-25.

Нужно выполнять программу «майских указов», повышать зарплату, и речь сейчас идёт о том, что на группу два воспитателя – это много. Стандарт рассчитан ровно на 20 детей в группе, когда на педагога приходится 10 человек. руководитель белгородского детского сада


При этом частные детские сады находятся в более выгодном положении по сравнению с муниципальными, так как могут на одну группу, например, младшую, назначить три воспитателя вместо двух, если там 30 воспитанников.

Я их взяла на полставки. У педагога высшей категории ставка 8300 рублей, у педагога-организатора – 4150 рублей, плюс ещё что-то «набегает» до 10 тысяч рублей. Кто за такие деньги будет работать с полной отдачей? Но чтобы они работали с отдачей, я им разрешаю после отработанного времени, вечером, когда и родители могут позже прийти за детьми, если есть спрос, работать с детьми дополнительно. Это востребовано. Они зарабатывают на хорошую зарплату. руководитель белгородского частного детского сада

Вопросы статистики

По данным на 1 ноября в Белгородской области функционирует 465 муниципальных дошкольных образовательных организаций, 194 школы, имеющие в своей структуре дошкольные группы, 16 частных образовательных организаций, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, 52 индивидуальных предпринимателя, оказывающие услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста.

В документе департамента образования Белгородской области, который получили руководители детсадов, говорится, что в «последнее время отмечается рост заинтересованности семей в дополнительном образовании детей, заметно увеличилась мотивация родителей и детей к участию в различных конкурсных мероприятиях». По итогам сравнительного анализа охвата допобразованием детей в детских общественных организациях за 2015-2016 гг. в регионе отмечается снижение охвата детей данным уровнем образования на 25 % (7241 ребёнок), в том числе на 44,7 % (4103 ребёнка) – бесплатными дополнительными образовательными услугами и на 16,3 % (3138 детей) – платным дополнительным образованием.


Зачем нужно дополнительное образование

В концепции развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, говорится о том, что преимуществом допобразования, в сравнении с другими видами формального образования, является свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; доступность глобального знания и информации для каждого; адаптивность к возникающим изменениям. Таким образом, допобразование становится своеобразной площадкой для накопления мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества.

«Пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность», – говорится в концепции развития дополнительного образования детей.

К слову, в концепции не обговаривается дополнительное образование в детских садах, там речь идёт о детях от пяти лет: «Активно развивается негосударственный сектор дополнительного образования, что отвечает интересам граждан и способствует привлечению в эту сферу инвестиций. Всё это позволяет охватить дополнительным образованием более 60 процентов юных россиян в возрасте от 5 до 18 лет. При этом доступность и качество дополнительного образования сильно отличается в разных субъектах Российской Федерации».

Качество образования ухудшилось. Всё сводится к тому, что педагог физически не может всесторонне развивать ребёнка. Даже если у педагога будет три кандидатских степени, он будет всего себя отдавать работе и у него не будет семьи, всё равно он не сможет обучать хореографии и рисованию. Другими словами, гинеколог не может быть стоматологом, хотя у обоих медицинское образование. руководитель белгородского детского сада


Дополнительное образование в дошкольном возрасте – это первая ступень в творческом развитии личности, во многом именно от неё зависит, что воспримет и в каком режиме привыкнет работать пытливый ум ребёнка.

Все хорошо понимают, что это влияет в худшую сторону и на развитие дошкольного образования, и, в частности, каждого ребёнка. Для каждой семьи это хуже. Дополнительное образование вывели в платные услуги, но не каждый же родитель может платно обеспечить и рисование, и хореографию, и английский язык, а в штате содержать таких специалистов запретили. сотрудник детского сада

Единогласно эксперты сходятся в том, что отсутствие в детских садах педагогов дополнительного образования приведёт к понижению качества образования.

Мы бьёмся за качество нашей жизни, но его не может быть, когда сам субъект некачественный, когда он не умеет делать это и то, когда он нацелен только на лидерство, чтобы пройти по головам и добиться своего. руководитель белгородского частного детского сада

"