Posted 26 декабря 2019,, 08:38

Published 26 декабря 2019,, 08:38

Modified 17 сентября 2022,, 16:39

Updated 17 сентября 2022,, 16:39

Новый год – 2020: пора чудес или пустого кошелька?

26 декабря 2019, 08:38
В преддверии новогодних праздников в Белгороде традиционно растут цены на новогоднюю атрибутику, алкоголь и продукты.

Что дорожает больше всего и когда лучше закупать продукты к новогоднему столу? На эти вопросы и не только постарались ответить журналисты ИА «Бел.Ру».

Чтобы понять, на какие товары в канун Нового года взлетает ценник, а на какие, наоборот, падает, мы сравнили стоимость основных позиций продуктовой корзины за три недели до праздников и за пять дней до 31 декабря. Кроме этого, для чистоты эксперимента мы сравнивали одни и те же продукты и товары в разных торговых точках, начиная от супермаркетов и рынков, заканчивая частными магазинами.

Итак, в список наших товаров вошли: зелёный горошек, кукуруза, красная икра, варёная колбаса, российский сыр, лосось, майонез, мандарины, минеральная вода, куриное филе, сок, яйца, шампанское и ёлочные игрушки.

За три недели до Нового года стоимость банки зелёного горошка в областном центре колебалась от 55 до 70 рублей, цена за одну банку кукурузы – от 50 до 75 рублей. Что касается других позиций: красная икра – от 150 до 500 рублей (начиная от 150 граммов), варёная колбаса – от 80 до 300 рублей (за 1 единицу), российский сыр – от 400 до 600 рублей (за 1 кг), филе лосося – от 160 до 2 000 рублей, майонез от 79 до 150 рублей (600 граммов), мандарины – от 58 до 79 рублей (за 1 кг), минеральная вода – от 17 до 26 рублей (за 1,5 литра), куриное филе – от 210 до 310 рублей (за 1 кг), сок – от 54 до 120 рублей (за 1 литр), яйца – от 60 до 90 рублей (10 штук) и шампанское – от 200 до 7 000 рублей. Что касается ёлочных шаров, их цена начиналась от 5 рублей за 1 штуку до 300 рублей за набор.

Следующий рейд по продуктовым точкам мы сделали за пять дней до Нового года. С первого взгляда кажется, что стоимость на отдельные категории товаров значительно уменьшилась с учётом скидок, однако если сравнивать с предыдущими ценниками – скидку делают не от первоначальной стоимости, а от завышенной. То есть изначально на определённые товары поднимают цену и уже от неё рассчитывают скидку. Не сравнивая, кажется, что за пять дней до Нового года цены стали ниже, но если за исходную точку брать ценники трёхнедельной давности, становится понятно, что их увеличили на 5−10 рублей и покупатель всё равно платит больше.

Так, например, в одном из супермаркетов Белгорода три недели назад цена за 1 кг мандаринов составляла без учёта скидки 79 рублей, а со скидкой – 75 рублей. За пять дней до Нового года в этом же супермаркете эти же мандарины стоили 81 рубль за 1 кг, а с учётом скидки 77 рублей. То есть в среднем, даже несмотря на скидку, практически в канун Нового года покупатель заплатит за товар всё равно на несколько рублей больше, чем в начале месяца.

Ещё одним примером может стать цена за варёную колбасу. Три недели назад без учёта скидки её можно было приобрести за 203 рубля (со скидкой 192 рублей), а практически перед Новым годом её цена без скидки составила 236 рубля, а со скидкой 224 рубля.

Такая же ситуация и с филе лосося, соками, шампанским, сыром, колбасой, яйцами, куриным филе и икрой. Не изменились цены на новогоднюю атрибутику, минеральную воду и сладкие подарки для детей. Кроме этого, стоит отметить, что цены на все позиции из нашего списка на рынках и в частных магазинах на 2−4% выше, чем в крупных точках продажи.

По мнению главы Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадима Дробиза, повышение цен перед праздниками носит исключительно мифический характер, а слухи о подорожании продуктов распускают исключительно ретейлеры, чтобы увеличить спрос на некоторые позиции.

Он также считает, что подорожание может быть связанно только с сезонным фактором. Например, цена на фрукты и овощи летом и осенью на порядок ниже, а вот уже к концу декабря на смену отечественным производителям приходят импортные, что влияет на повышение цен.

Другие специалисты уверяют, что повышать цены на ключевые позиции ассортимента на 15 % – это обычная практика всех розничных продуктовых сетей, к тому же происходит это заранее и преднамеренно. Как правило, по словам бывшего директора по маркетингу одной из розничных продуктовых сетей Сергея Ключенкова, дорожают порядка 500 ключевых товаров, которые «предназначены» для новогодних праздников. Но, чтобы не отпугнуть покупателей, в магазинах предусматриваются скидки на отдельные виды продуктов. После же Нового года цены на все товары сбалансированно приходят в норму.

По информации департамента экономического развития Белгородской области, резкого роста цен в регионе нет ни в магазинах, ни на ярмарках, ни на рынках. Однако по сравнению с декабрём 2018 года выросли цены на молоко и молочную продукцию, особенно на сливочное масло – на 5−6 %. Это связано с подорожанием сырья, кормов для животных и увеличением тарифов ЖКХ.

Отмечается также незначительный рост на хлебобулочные и макаронные изделия с осени 2018 года. В 2019 году тенденция продолжилась. Основными причинами являются рост НДС, а также повышение цен на зерно, муку, тарифы ЖКХ и транспортные перевозки. Так, цены на хлеб за 10 месяцев поднялись на 3,4 %. По данным ведомства, цены снизились на плодоовощную продукцию (на 3 %), на мясо птицы (на 3 %), яйца (17,8 %) и на сахар (23 %).

До конца 2019 года могут подорожать огурцы, помидоры, яйца, мясо птицы и сахар. Однако повышение цен не будет резким и может составить порядка 2 %. Подорожание овощей связано с сезонным фактором, так же как яиц и мяса птицы. Снижение цен на эти продукты традиционно начинается с июля, а с ноября заметно уже некоторое повышение.

В 2020 году возможно повышение цен в пределах 5 % на яйца и мясо птицы. Это связано с повышением цен на муку и зерно, ведь в цене яйца и мяса заложены расходы на корма. Дороже станет хлеб и хлебобулочные изделия из-за повышения цены на муку и зерно, а также из-за повышения тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки.

Повысятся цены и на кондитерские изделия. Причиной является повышение на 10−20 % НДС на пальмовое масло. По этой же причине могут подорожать и молокосодержащие продукты.

Кроме этого, возможно повышение цен на табачную и алкогольную продукцию из-за повышения ставки акцизов с 1 января 2020 года.

Напомним, по подсчётам Росстата, на среднестатистический новогодний стол россиянин потратит 6,4 тысячи рублей. По сравнению с предыдущим годом сумма выросла на 2,74 %. Наибольший рост цен отмечается на сыры. Они подорожают на 11,17 %. Следом повышение затронет сливочное масло (10,36 %) и апельсины (10,87 %).

Следуя советам экспертов, чтобы новогодние праздники были в радость и не сильно ударили по семейному бюджету, приобретать продукты, особенно нескоропортящиеся, необходимо заранее. Кроме этого, нужно следить за скидками и акциями. Также сэкономить можно на солениях, у кого есть возможность приготовить их самостоятельно.

"