Такси в Белгороде: цены никто не контролирует, а водители ездят без масок
Аналитика

Такси в Белгороде: цены никто не контролирует, а водители ездят без масок

3 июля , 07:20Photo: ИА "Бел.Ру"такси
Читатели ИА «Бел.Ру» и сами журналисты столкнулись с повышением цен на поездки в такси в три, а то и в четыре раза без видимых на то причин. Почему это происходит, в каких сервисах такси и как на это смотрят власти региона – в нашем материале.

Не первый раз читатели и корреспонденты ИА «Бел.Ру» замечают странное завышение цен на такси в Белгороде, причём у самых разных компаний. Иногда водители оправдывают высокую цену плохой погодой или спросом на такси, когда люди едут на работу, учёбу или на обед. Но бывает, что расценки таксистов неоправданно завышены в два, три, а то и в четыре раза. Кроме того, различные службы такси изначально не только увеличивают стоимость поездок по корпоративному тарифу, но и прибавляют к ней НДС.

В ИА «Бел.Ру» попытались выяснить причину такой ценовой политики такси областного центра. Корреспонденты провели эксперимент, прокатившись на самых популярных белгородских такси по одному и тому же маршруту примерно в одно и то же время. Кроме того, редакция обратилась с вопросами в управление информации и соцкоммуникаций департамента внутренней и кадровой политики области.

«Цену увеличивают в четыре раза, чтобы привлечь таксистов, а то никто не поедет»

Для наглядности прикрепляем скриншоты из приложений такси по одному и тому же маршруту: Костюкова, 13б – Губкина, 41. Как в 11:01, так и в 17:15 служба «Яндекс.Такси» выставляла цену за поездку 84 рубля за автомобиль класса «Эконом». Уже спустя час – в 18:10 по этому же маршруту приложение показало повышенный спрос и цену в 314 рублей. Спустя две минуты поездку оценили в 341 рубль.

Стоит отметить, что в это время над городом сгущались тучи, но дождя ещё не было. Когда позвонили оператору уточнить причину такого повышения цены, в «Яндексе» сослались на отсутствие машин в этом районе.

Мы увеличиваем стоимость поездки для того, чтобы привлечь таксистов, так как в вашем районе нет машин. Поблизости – тоже. оператор «Яндекс.Такси»

Странный факт: стоявшие рядом девушки тоже вызвали «Яндекс.Такси». Автомобиль подъехал моментально. Машина стояла на парковке около БЦ ««Столыпинъ»», откуда пытались уехать и мы.

В то же время, в 18:04, приложение «Городского такси» выставило примерную стоимость в 100 рублей, а приложение Uber показало 129 рублей за поезду по этому же адресу. В пять часов вечера стоимость на «Городском» не менялась, а вот на Uber было дешевле – 74 рубля.

Разброс ценника от 70 до 350 рублей нас смутила. Редакция провела эксперимент. Мы проехали в дневное время – с 11:00 до 14:00 на такси шести разных сервисов: «Яндекс.Такси», «Городское такси», такси «На 5», Uber, «Айсберг» и такси Maxim. Чтобы сравнить их, мы обращали внимание на ценник за поездку (и туда, и обратно), скорость подачи машины, чистоту в салоне, музыку, есть ли на таксисте маска (масочный режим в регионе ещё не отменили) и выдаёт ли он чек за поездку. И вот, что получилось.

«Яндекс такси»: без маски, зато готовы помочь чеками на бОльшую сумму

Маршрут: БЦ «Столыпинъ» – ТЦ «Славянский»

В 12:00 мы заказали авто через приложение. Нашлось быстро – менее чем за минуту. Водитель приехал спустя две минуты. В машине было чисто, никаких посторонних запахов типа сигаретного дыма или навязчивого ароматизатора не было. В машине негромко играла приятная мелодия. Тем не менее водитель находился на рабочем месте без маски. Она лежала недалеко от него – на торпеде. Мы специально попросили прикрыть окно, хоть в салоне было жарко. Хотели проверить, как мужчина отреагирует на просьбу. Он выполнил её молча. В итоге поездка обошлась нам в 82 рубля. Платили наличными, со сдачей не было проблем.

Маршрут: ТЦ «Славянский» – БЦ «Столыпинъ»

В 12:29 мы воспользовались услугами этой же компании. Уже через две минуты к нам направлялась машина, а спустя шесть минут началась наша поездка. На этот раз приложение показало повышенный спрос – 120 рублей. Уточним, что ни дождя, ни пасмурной погоды в это время не наблюдалось. В остальном сервис ничем не отличался: чисто, но водитель без маски. В машине было тихо, мы попросили включить музыку. Таксист выполнил просьбу без нареканий. Однако в этот раз мы запросили у него чек в конце поездки. Всё-таки такси – это вид общественного транспорта и в них, как в автобусах или троллейбусах, должны предоставлять чеки. Водитель удивился, замешкался, но потом нашёл-таки пустые чеки с уже проставленными печатями в закромах бардачка автомобиля. Когда узнал, что чек нужен для отчётности начальству, любезно предложил обозначить в нём сумму поездки в 200 рублей вместо 120.

Такси «На 5»: приложение не работает, ожидание 30 минут, зато за 85 рублей

Маршрут: БЦ «Столыпинъ» – ТЦ «Славянский»

В 12:50 мы попытались вызвать такси через приложение. В 12:51 значок локатора, который обозначал поиск машины, завис, как и всё приложение. Подождали 2 минуты – поиск не возобновился. Отменили заказ. Попробовали вызвать снова, исход такой же.

Позвонили по номеру 55-55-55. Оператор спросила, откуда забрать, куда поедем и сразу озвучила сумму поездки– 90 рублей. Это было в 12:54. Спустя 13 минут позвонил голосовой робот и сообщил, что машина ещё не найдена. Предложил выбрать один из вариантов: отказаться от дальнейшего поиска или подождать ещё. Мы выбрали ожидание.

Такси приехало через 10 минут. То есть в общей сложности (с попытками заказать через приложение) мы ждали машину 37 минут. О том, какая именно машина приедет и как зовут водителя, нас оповестило и приложение, и голосовой робот. В авто было чисто, но сидения сзади чем-то прожжены. Водитель без маски. Попросили приоткрыть сзади окно, вежливо согласился. На просьбу выдать чек для отчётности начальству выдал сразу три, но все пустые, с одной только печатью. Заполнять лично на месте отказался, сказал заполнить самой, как надо мне. На вопрос, не нужна ли там его подпись, ответил, что я сама могу поставить любую. Никто на моей работе не знает подпись таксиста. Поездка обошлась в 90 рублей.

Маршрут: ТЦ «Славянский» – БЦ «Столыпинъ»

В 13:35 пытались вызвать такси через приложение снова. Ничего не вышло, оно опять зависало. Вызвали снова через оператора в 13:45. Женщина на другом конце трубки сообщила, что ожидать недолго – минут 15. Через 15 минут сценарий повторился: голосовой робот сообщил, что машина ещё не найдена, предложил отказаться или ждать. Автомобиль приехал спустя ещё семь минут, но водитель вежливо попросил перейти на другую сторону проспекта, так как ему долго разворачиваться, чтобы забрать меня по моему адресу.

Салон автомобиля был чистый, без посторонних запахов. На просьбу водителя включить какую-то музыку тот согласился и уточнил, какую я предпочитаю. Чек выдал по требованию, но, как и его коллега, отказался заполнять его. Выдал два чистых экземпляра и два – уже со своими данными, чтобы я собственноручно заполнила по образцу. Печати у него тоже не оказалось. Поездка обошлась в 85 рублей.

Uber: 167 рублей за 3 км пути, а чеки не у всех

Маршрут: БЦ «Столыпинъ» – ТЦ «Славянский»

В 10:28 мы вызвали Uber. Хоть погода была хорошей, осадков не прогнозировалось, приложение показало высокий спрос на поездку. Сначала – 127 рублей, через пару минут – 167. Машина приехала быстро – спустя две минуты. В салоне чисто, музыка негромкая и приятная, чек водитель выдал по требованию в конце поездки (опять пустой, с одной только печатью). Казалось бы, всё хорошо. Но и этот таксист работал без маски.

Маршрут: ТЦ «Славянский» – БЦ «Столыпинъ»

В 10:46 приложение опять показало высокий спрос – 98 рублей. Но в конце поездки (спойлер) водитель сдачу не дал. Поездка обошлась в 100 рублей. Таксист быстро принял заказ и так же быстро приехал по адресу – через шесть минут. Вопросов к чистоте и музыкальному сопровождению не возникло, но вот чек он выдавать отказался. Сказал, об этом надо предупреждать заранее в комментариях в приложении, когда только вызываешь машину. Маски у мужчины тоже не оказалось.

«Городское такси»: запертые пассажиры, таксисты с телефонами в руках

Маршрут: БЦ «Столыпинъ» – ТЦ «Славянский»

В 11:03 мы вызвали «Городское такси». Поиск свободного автомобиля занял около пяти минут. В 11:11 с водителем без маски за рулём мы уже мчались к месту назначения. К чистоте и музыке никаких нареканий не было. Чек тоже выдали по нашей просьбе, как и у большинства – пустой, с одной только печатью. Примерная сумма поездки (в «Городском» не пишут точную сумму) определялась в 90 рублей. По итогам заплатили 100 рублей. Кстати, если пользоваться приложением регулярно, в правом верхнем углу можно увидеть начисленные бонусы – по 20 за каждую поездку. 1 бонус = 1 рублю. Ими можно оплатить поездку.

Маршрут: ТЦ «Славянский» – БЦ «Столыпинъ»

В 11:39 мы снова воспользовались услугами «Городского». Машина нашлась и приехала через семь минут. В этом авто всё было, как и в предыдущем: чисто, таксист без маски. Водитель сразу начал разговаривать по телефону со своим другом, договариваться о вечернем отдыхе. Креплениями, которые держат телефон и освобождают руки таксиста, мужчина не пользовался. Чтобы не слушать чужие разговоры, под конец поездки мы попросили включить музыку. Водитель включил радио, а телефонный разговор прекратил.

Изначально поездка должна была обойтись нам примерно в 100 рублей, заплатили 120. На этот раз водитель «Городского» на просьбу выдать чек ответил, как и его коллега из Uber: «Надо было заранее указывать этот момент в комментариях. У меня чеков нет».

Ещё одна «интересность» этого сервиса такси – оплата после подтверждения в приложении. Наши читатели, как и корреспонденты, неоднократно сталкивались с тем, что таксист блокирует двери и не даёт выйти из машины, пока пассажир не подтвердит оплату. Бывало, что приложение у водителя зависало. Соответственно, он не мог завершить поездку, а в приложении не выскакивало окошечко для безналичной оплаты. Опаздываете вы или нет – придётся сидеть, ждать. Вас вряд ли выпустят. Ситуация малоприятная. Для сравнения, в остальных приложениях такси оплата по «безналу» списывается автоматически в конце поездки: ни водитель, ни пассажир не переживают.

Maxim: в салоне грязно, но можно выбрать цену

Маршрут: БЦ «Столыпинъ» – ТЦ «Славянский»

В 11:56 мы воспользовались приложением такси Maxim. Спустя пару минут на экране появилось оповещение о том, что никто не едет по нашему заказу и есть вариант «договориться с водителем о цене поездки. Водители предложат сумму: выберите подходящий вариант». Мы согласились, но таксист предложил ту же сумму, что и была у нас изначально – 80 рублей. Таксист забрал нас от бизнес-центра в 12:10. Всё остальное – как и у коллег: чисто, музыка приемлемая, маски нет, чек по запросу отсутствовал. «Надо писать об этом в приложении», – заявил водитель.

Маршрут: ТЦ «Славянский» – БЦ «Столыпинъ»

В 12:24 мы снова вызвали такси Maxim. История та же: шёл поиск авто, предложили договориться о сумме поездки, согласились. Изначально приложение запросило 85 рублей за поездку, затем мы согласились на 105, но опять никто не принимал заказ. В итоге водитель запросила 120 рублей за маршрут ТЦ «Славянский» – БЦ «Столыпинъ». В 12:34 мы сели в машину.

Поездка оказалась менее приятной: сесть на переднее сиденье удалось не сразу. Женщина разложила на нём свои очки, телефон, несколько использованных масок, какие-то чеки и сумочку. В салоне авто было достаточно грязно: куски засохшей грязи под ногами, всё в пыли, которая была хорошо видна в лучах солнца на чёрной обшивке машины, едкий запах женских духов. Вышеперечисленные вещи водитель переложила с переднего сидения на торпеду. Кроме того, во время поездки женщине позвонили по личному телефону, который она около двух минут пыталась найти под своим сиденьем прямо во время движения автомобиля. Маски на ней, как и на других таксистах, не было, как и чека за поездку. О таком она и вовсе не знала, попросила поискать в приложении или писать об этом заранее в комментариях.

«Айсберг»: не работает по Белгороду

Для полноты картины мы хотели воспользоваться шестым сервисом такси из нашего списка – «Айсберг». Однако нам этого не удалось. Сначала по телефону 33-33-33 никто не ответил. Спустя пару минут мы перезвонили. Девушка-оператор сказала, что в Белгороде такси временно не работает.

Наш вопрос «Почему» оператор проигнорировала. Сказала только, что воспользоваться «Айсбергом» пока что можно в городе Шебекино Белгородской области.

Чеки не у всех, масок – ни у кого: итоги

Если подвести итоги наших поездок от БЦ ««Столыпинъ»» до ТЦ ««Славянский»» и обратно, можно увидеть, что дороже всего нам обошлось прокатиться на Uber – 167 рублей. Дешевле остальных обошлась поездка через службу заказа такси Maxim – 80 рублей.

Чеки имеются не у всех таксистов, а выдают их (у кого есть) только по требованию. Особо заботливые водители могут предложить обозначить сумму больше реальной, чтобы вы могли забрать разницу себе. Остальные же вообще выдадут пустые чеки: заполняйте, как вашей душе угодно.

Претензий по чистоте салона авто практически не было (отличилась только водитель такси Maxim). Все наши просьбы открыть или закрыть окно, включить, выключить или сделать тише музыку таксисты выполняли без лишних вопросов.

Единственное, что объединяет всех таксистов, которых мы встретили за 10 поездок, – отсутствие маски на лице: у кого-то их нет вообще, у кого-то она валяется в самых разных частях салона автомобиля. Тем временем масочный режим в Белгородской области ещё не снят.

Когда мы обратились в департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области с вопросом про ценообразование на услуги такси, нам ответили, что государственное регулирование тарифов не предусмотрено. Тем временем, в регионе перевозками на легковых такси занимаются 828 индивидуальных предпринимателей и 73 юрлица. В Белгороде лицензия на перевозку есть у 3151 человека. Это половина от общего числа действующих разрешений по всей области (6119).

Протесты таксистов: «Мы просто уходим в минус»

Несмотря на завышенные цены на белгородские поездки в такси в разное время суток, в январе минувшего года водители «Яндекс.Такси» жаловались на убыточную работу и требовали повышения тарифов. Таксисты хотели повышения стоимости 1 км поездки на такси с 9 рублей до 12, как минимум. Ремонт машин за свой счёт и поднятие стоимости бензина не даёт водителям зарабатывать, как они утверждали.

Подобные протесты случились и в феврале того же года. Выразить своё недовольство собрались около 100 водителей «Яндекс.Такси» из полутора тысяч работающих. Кроме повышения цен за километр поездки водители требовали открытия конечной точки.

И на нашей памяти были случаи, когда таксисты жаловались, что не видят конечный пункт поездки. Кому-то невыгодно ехать, кто-то отправляется в соседние города за 5-10 минут до конца рабочей смены, а одна водитель такси даже рассказала о точке в городе, куда ездят наркоманы. Если бы работникам такси показывали конечную точку поездки, они бы не брали эти заказы и не тратили бы время и собственные деньги. Ведь пассажиры, которые следуют по этому адресу, зачастую отказываются платить, подолгу не выходят к машине или вовсе отказываются от поездки тогда, когда таксист уже 15 минут ожидает их под подъездом.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter